Анализ рассказа Блока "Потомки солнца"

Анализ рассказа Блока "Потомки солнца"

Платонов жалеет человека.

Потребность проливать слезы над чужим горем у него настолько сильна и ненасытна, что он неутомимо и изощренно вызывает в своем воображении самые мрачные картины, самые жалостливые положения... фантазия художника не знает и не хочет знать никаких ограничений... Он сгущает краски, преувеличивает, чтобы вызвать в читателе единственное из известных наслаждений — чувство жалости». Он выбрал для своего героя тернистый путь страдания в его поисках той правды, которая должна восстановить нарушенный порядок жизни и духа.

Платоновское повествование практически лишено метафоричности, присущих «традиционному» стилю сравнений.

Платонов, скорее, использует прием «деметафоризации» и метонимические конструкции.

Каждая из единиц текста построена по законам целого, как бы сверхсмысла.

Любимая синтаксическая конструкция Платонова — сложноподчиненное предложение с избыточным употреблением союзов «потому что», «чтобы», «так как», «дабы», фиксирующих причины, цели, условия того образа мира, который создается в сознании героя.

Рассказ «Потомки солнца» разделён на четыре смысловые части. В первой из них нам рассказывается о детских годах главного героя – инженера Вогулова: «Он был когда-то нежным, печальным ребёнком, любящим мать и родные плетни, и поле, и небо над всеми ими». Во второй части мы узнаём, что Вогулов, тот самый некогда нежный мальчик, а теперь седой согнутый человек с блестящими ненавидящими глазами, становится главным руководителем по перестройки земного шара.

Вогулов считает, что «Земля, с развитием человечества, становится всё более неудобна и безумна. Землю надо переделать руками человека, как нужно человеку». Он руководит миллионными армиями рабочих, которые вгрызаются машинами в Землю и меняют её образ.

Работает бессменно, бессонно, с горячей в сердце ненавистью, с бешенством, с безумием и беспокойной неистощимой гениальностью.

Вогулов изменяет рельеф планеты, чтобы руководить потоками ветров. Он придумывает огромный по своей мощности источник энергии – ультрасвет, с помощью которого «армия рабочих в двадцать-тридцать тысяч человек могла бы пустить в атмосферу Гималаи». Вот картина действия адской машины: «Ураган сметал страны, молнии засверкали в атмосфере, и до дна стал вздыхать Атлантический океан, нахлобучивая миллиарды тонн воды на острова». Вогулов командовал миллионами машин и сотнями тысяч техников. «В бешенстве и неистовстве человечество билось с природой. Зубы сознания и железа вгрызались в материю и пережёвывали её. Безумие работы охватило человечество.