Андрей Белый

Андрей Белый

Андрей Белый.

Андрей Белый - Борис Николаевич Бугаев (14.10.1880 8.1.1934 ) родился и вырос в среде московской интеллигенции,в семье знаменитого математика, профессора Московского университета Николая Васильевича Бугаева.Летние месяцы семья Бугаевых проводила в Подмосковье, и мальчик с детства мог приобщиться к миру поместно-деревенской России , где как бы воедино слились красота русского пейзажа и величие культуры, творимой жившими среди этой природы людьми. Уже учась в университете Белый ежедневно посещал семью Михаила Сергеевича и Ольги Михайловны Соловьевых - родителей своего друга Сергея.'Не чайный стол - заседание Флорентийской академии',- с благодарностью вспоминал Белый дом Соловьевых, где бывали, старший брат Михаила Сергеевича философ Владимир Соловьев,его сестра, поэтесса Поликсена Соловьева,философ Сергей Николаевич Трубецкой,историк Василий Осипович Ключевский, позднее - Брюсов, Мережковский, Гиппиус... Именно здесь , в семье Соловьевых , были поддержаны первые литературные опыты Бориса Бугаева.

Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву сочинить псевдоним 'Андрей Белый' (белый - священный,утешительный цвет, представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов любимый цвет Владимира Соловьева ). В 1900 году Бугаев окончательно решает стать писателем.В этом году создана первая из четырех его 'симфоний' - 'Северная' или 'Героическая'. Писатель впоследствии признавался, что называя свои первые прозаические опыты 'симфониями', он и сам толком не знал, что это такое. 'Симфонии' Белого больше схожи с сонатами.Слово 'симфония' было для Белого своего рода символом. Тема 'вечного возвращения' -одна из центральных жанрои сюжетообразующих тем всего творчества Белого. Белый часто обращался к лейтмотивной технике ведения повествования. То есть выделение в произведении одной, двух и более главных тем, к которым повествователь возвращается через определенные промежутки времени. Уже во второй 'симфонии' с темой 'вечного возврата' борется тема жизнеутверждения. Во второй 'симфонии' на первой же странице возникает образ солнца - зловещий 'глаз', уставивщийся на землю и проливающий на нее потоки 'металлической раскаленности'. Первый поэтический сборник Белого 'Золото в лазури' выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце - предмет почти что языческого поклонения : Солнцем сердце зажжено.

Солнце - к вечному стремительность.

Солнце - вечное окно в золотую ослепительность. 'Солнце' Стихотворение 'Солнце' посвящено К.Бальмонту - автору книги 'Будем как Солнце'. Также в этом сборнике Белый отождествляет солнце с образом Золотого руна. В стихотворном цикле 'Золотое руно' Белый преобразует древнегреческий миф в символическое иносказание о жизненных целях своего поколения - поколения рубежа столетия . Нацеленность в будущее пронизывает все стихотворения раздела 'Золото в лазури'. В будущее , которое - согласно логике 'возврата' - уже было ! Поэтому оно может выступать в масках : - 'прежнего счастья' - 'старины' : Старина, в пламенеющий час обуявшая нас мировым , старина, окружившая нас, водопадом летит голубым. 'Вечный зов' - образов прошлой культуры ( раздел 'Прежде и теперь' ) : Блестящие ходят персоны, повсюду фаянс и фарфор, расписаны нежно плафоны, музыка приветствует с хор. 'Опала' 1905 год - начало нового периода жизнетворчества Андрея Белого. Во время этого периода Белый влюбляется в жену Блока Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Это чувство, перевернувшее всю жизнь Белого, зародилось еще летом 1904 года. К весне 1906 года отношение людей, составляющих роковой треугольник достигли крайнего напряжения.

Любовь Дмитриевна расстается с Белым на десять месяцев, чтобы все обдумать и принять окончательное решение. Летом Белого нередко посещают мысли о самоубийстве. В сентябре происходит решительное объяснение. Резко и безжалостно отвергнутый,Белый оказывается на грани умопомешательства.Из Петербурга он сразу уезжает за границу, где начинается период исцеления от перенесенного удара, растянувшийся на 1907-1908 годы. В эти годы Белый начинают видеть Россию сквозь призму лирики Некрасова.

Памяти Некрасова посвящается сборник стихотворений 'Пепел' (1908) Стихотворения сборника тщательно отобраны и расположены в очень продуманном порядке. В него не вошли многие из стихотворений, написанных одновременно со стихами 'Пепла',- из них Белый составил следующий сборник 'Урна'(1909) Идея 'Пепла' точнее всего сформулирована самим Белым : 'Пепел'-книга самосожжения и смерти:но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем'.Сборник выстроен по линии все большего и большего просветления 'горизонта' (недаром один из последних разделов сборника называется 'Просветы'). Пространство 'Пепла' - это система вписанных друг в друга кругов сжимающихся по мере приближения к 'центру' . Первый 'круг' самый большой, - почти что безграничные,'пустые','страшные', голодные пространства России, в которых обречен на рассеяние измученный болезнями, голодом и пьянством народ : Туда - где смертей и болезней Лихая прошла колея... 'Отчаяние' Пожирают их болезни Иссушает глаз... 'Деревня' Пролетают за селами села, Пролетает за весями весь... Там - убогие стаи избенок, Там - убогие стаи людей... 'Из окна вагона' Тема хаоса - сквозная тема сборника - особенно акцентирована в этом разделе.Естественная реакция человека на встречу с хаосом - первобытное чувство священного ужаса.Это чувство выражено в образах : - 'неизвестности' - 'оторопи' : Где по полю оторопь рыщет, Восстав сухоруким кустом... 'Отчаянье' - смерти : Над страной своей родной Встала Смерть. 'Веселье на Руси' От голода, холода тут И мерли, и мрут миллионы... Там Смерть протрубила вдали В леса, города и деревни... 'Русь' Пространство следующего 'круга' - 'Деревни' - имеет более четкие контуры.Оно уже не пусто, а насыщено предметами подчеркнуто обыденными. В контексте общего замысла сборника и высунутый 'красный язык' висельника, и стаи то черных, то изумрудных мух, и кровь,свищущая пеной 'из-под красной рукоятки' символы безысходной,тупиковой,совершающейся в одномерном пространстве смерти : Красною струею прыснул Красной крови ток. Ножик хряснул, ножик свистнул,- В грудь, в живот и в бок. 'Убийство' Пространство следующего раздела 'Город' еще конкретнее : Москва 'пира во время чумы' . Ритуальная пляска Смерти перенесена в 'Городе' с открытых пространств России в замкнутый мирок квартир : ...Здесь хозяин гостье рад.

Звякнет в пол железной злостью Там косы сухая трость,- Входит гостья,щелкнет костью, Взвеет саван : гостья смерть. 'Маскарад' В этом мирке живут беспечные богатые люди,которые не видят ничего вокруг себя.Среди участников 'пиров' только один поэт-арлекин знает о том что творится за окнами.Поэт-пророк выступает не только в маске шута-арлекина,но и в облике страстотерпца: Вы мечи На меня обнажали.

Палачи, Вы меня затерзали. 'Прохождение' Особое значение мотивы жертвенности и крестного страдания приобретают в разделе 'Безумие' : - венок из 'колючей крапивы' : Над простором плету,неподвижен, Из колючей крапивы венок ... 'В полях' - приложенный к 'челу пучок колючего чертополоха' - бегущая с чела кровавая струя : С чела, с кровавого плеча Кровавая струя струится ... 'Успокоение' Это мотивы, которые возвращают надежду. Она слабо забрезжит в последнем стихотворении раздела - 'Друзьям', - зато укрепится и усилится в следующем разделе 'Просветы' : Кто зовет благоуханной клятвою, Вздохом сладко вдаль зовет идти, Чтобы в день безветренный над жатвою Жертвенною кровью изойти ? 'Жизнь' 'Пепел' является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого.

Следующий его сборник -'Урна'(1909). Этот сборник посвящен Брюсову.Большинство стихотворений сборника носят элегический характер, хотя в 'Урне' содержатся и глубоко личные, почти что дневниковые записи о пережитой драме : Год минул встрече роковой, Как мы, любовь лелея, млели... И ежели тебя со мной Любовь не связывает боле, Уйду,сокрытый мглой ночной, В ночное ,в ледяное поле... Сложу в могиле снеговой Любви неразделенной муки... 'Ссора' 'Урна' - последнее ,что создал Андрей Белый в драматическое четырехлетие ( 1905 - 1908 гг. ) В 1910 Андрей Белый женится на Асе Тургеневой.В конце 1910 молодожены едут в путешествие по Северной Африке.Вернувшись из этого путешествия весной 1911 году в Россию Белый пишет 'Путевые заметки' - самое светлое произведение из всех им написанных.В марте 1912 года он с женой уезжает в Европу,где живет до 1916 года,изредка наезжая в Россию. В сентябре 1916 Белый возвращается на родину.Россия ожидает его. С Россией Белый переживает ее самое трагическое время: Рыдай, буревая стихия, В столбах громового огня! Россия, Россия, Россия, - Безумствуй,сжигая меня!.. Россия, Россия, Россия, Мессия грядущего дня ! 'Родине' Это написанное в августе 1917 года самое знаменитое из стихотворений Белого точнее всего передает отношение поэта к свержению царизма. В Духов день 20 июня 1921 года он начинает писать поэму 'Первое свидание' - реквием по сгоревшему в буревой стихи миру, по своей молодости, по гибнущей русской культуре. 'Первое свидание' - вершина поэзии Андрея Белого 20-х годов.

Дальше начинается 'путь нисхождения'. В сентябре 1925 года был завершен первый том из задуманной Белым эпопеи 'Москва'. 'Мне всю жизнь грезились какие-то новые формы искусства,в которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми видами творчества... Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому',признавался Белый, и действительно, поиск, непокой, движение образуют самое существо его человеческой и писательской натуры.

Последние годы жизни Белого не составляют исключения,скорее даже наоборот : пробуются все новые формы, жанры, стили, писатель сочетает работу над 'Москвой' с путевыми заметками 'Ветер с Кавказа' и 'Армения', с трудами по стиховедению, философскими этюдами и культурологическими опытами, обращается к театральным инсценировкам и даже киносценарию.

Смерть писателя в 1934 году была осознана современниками как завершение целой эпохи.Но им же было очевидно, что созданная Белым проза оставила глубокий след в творчестве многих, способствовала появлению так называемой 'орнаментальной прозы'. Литература : Андрей Белый.Сочинения.