Доан Вайолет Робинсон

Доан Вайолет Робинсон

Робинсон ставит перед собой исходную задачу - выяснить механизм установлении цен в ситуации, когда производитель выступает монопольным обладателем собственной продукции, т.е. почему цена имеет именно эту величину и почему покупатель соглашается купить товар по установленной продавцом цене, приносящей ему монопольную прибыль. Но дальнейшие рассуждения автора во многом расходятся с логическими построениями Чемберлина. В частности, если последний монополистическую конкуренцию увязывал с одной из характеристик естественного состояния рынка в равновесии, то Дж.

Робинсон, говоря о несовершенной конкуренции, видела в ней прежде всего нарушение и потерю нормального равновесного состояния конкурентной хозяйственной системы и даже 'эксплуатацию' наемного труда. Как видно из содержательной части 'Теории несовершенной конкуренции', сущность монополии рассматривается в ней, как фактор, дестабилизирующий социально-экономические отношения рыночной среды.

Поэтому укрупнено в этой работе можно выделить следующие положения. Во-первых, по убеждению Дж.

Робинсон, в условиях совершенной конкуренции предприниматели меньше заинтересованы в монополизации производства, чем в условиях несовершенного рынка, в котором отдельные фирмы не могут достичь оптимальных размеров, функционируют неэффективно, и 'поэтому монополист имеет возможность не только повысить цены на свою продукцию, ограничивая выпуск, но также снизить издержки производства путем совершенствования организации производства в отрасли'. Во-вторых, как считает Дж.

Робинсон, кроме того, что монополист требует заметной обособленности продукции от 'товаров-субститутов' или, иными словами, дифференциации, необходимо и дополнительное условие, в соответствии с которым 'фирма-монополист должна характеризоваться размерами, превышающими оптимальные'. В-третьих, на монополизированном рынке с его несовершенной конкуренцией, как показала Дж.

Робинсон, возможна ситуация, требующая выяснения, 'каким будет количество покупаемой продукции, если рассматривать рынок, состоящий не из бесконечно большого числа конкурирующих между собой покупателей, а из единичного объединения покупателей'. Эту ситуацию концентрации спроса, когда на рынке действует масса мелких продавцов и один-единственный покупатель, она назвала монопсонией, т.е. монополией покупателей. В-четвертых, завершая собственное 'теоретическое исследование, Дж.

Робинсон приходит ' к заключению, что преобладание в действительном мире условий несовершенной конкуренции способствует возникновению тенденции к эксплуатации факторов производства и усиливается благодаря образованию крупных объединений, поглощающих многие прежде конкурировавшие между собой фирмы', ' что увеличение размеров единицы управления обязательно способствует еще большей несправедливости и распределению богатства'. Исходя из этих и других суждений в связи с проблемами монополизации производства Дж.

Робинсон указывает на необходимость решения дилеммы: эффективность или справедливость. По ее мнению, 'чтобы объяснить предпочтительность монополизации, недостаточно показать, что она способствует повышению эффективности производства'. Однако, как заметил М. Блауг, 'вера в то, что 'эффективность' и 'справедливость' могут быть каким-то образом разделены, представляет собой одну из наиболее давних иллюзий экономической науки'. В результате своего исследования Дж.

Робинсон вполне могла бы сделать и другие логические выводы, в том числе о конкретных мерах государственного вмешательства в экономику с целью устранения выявленных ею противоречий несовершенной конкуренции.