Ференц Лист

Ференц Лист

Первые шаги в музыке Лист делал под руководством отца, а приехав в Вену брал уроки у ученика Бетховена Карла Черни, а также у известного итальянского композитора Антонио Сальери.

Приехав в Париж композитор попадает в бурный круговорот музыкальной жизни.

Огромную роль для Листа сыграли его встречи и общение в музыкальной столице с выдающимися музыкантами — Никколо Паганини, Гектором Берлиозом и Фредериком Шопеном.

Потрясенный гениальной игрой итальянского скрипача Паганини, ее необычайным блеском, яркостью, романтической красочностью, и необузданным темпераментом, Лист, уже успевший к тому времени завоевать славу маэстро фортепиано, с новым жаром занялся фортепианной игрой и поставил перед собой цель достигнуть в этой области мастерства, равного мастерству Паганини. Лист добился поставленной цели.

Многие нити связывают этих двух наиболее выдающихся в исполнителей своего времени: поразительный виртуозный блеск, как правило, не являющийся самоцелью, а служащий средством раскрытия содержания исполняемого произведения; декоративность и красочность, вызывающая ассоциации с звучностью симфонического оркестра или отдельных его инструментов. Годы 1839 — 1847 отмечены беспримерной по своему размаху концертной деятельностью Листа почти во всех странах Европы. Эти непрерывные концертные поездки, сопровождающиеся сплошным триумфом, доставили Листу огромную славу, любовь и популярность. С 1848 — 1861 композитор живет в Веймаре. В эти годы Лист больше, чем прежде, сосредоточился на композиторском творчестве.

Лучшие и значительные произведения Листа, произведения вполне созревшего художника, в которых наиболее полно и законченно выражено его миросозерцание, созданы именно в этот веймарский период. В области симфонии Лист вводит новый жанр одночастной симфонической поэмы, ставшей излюбленной в творчестве композиторов разных стран и получивший большое развитие и оригинальное творческое претворение в русском классическом симфонизме второй половины 19 в. (симфонические картины, поэмы, фантазии Балакирева, Римского-Корсакова, Чайковского, Глазунова.

Исполнительству Листа был свойственен грандиозный размах и пафос, приподнятость и вместе с тем необычайная поэтическая картинность. Этими же качествами отличается фортепьянная музыка Листа.

Именно раскрытию поэтического образа в лучших произведениях Листа подчинены все разнообразные приемы фактуры и музыкального языка — мощные аккорды во всех регистрах, каскады виртуозных пассажей, певучая кантилена.