"Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова. Нравственно психологический роман (его особенности)

"Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова. Нравственно психологический роман (его особенности)

Поэтому психологическое богатство романа заключено прежде всего в образе 'героя времени'. Через сложность и противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том, что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное, которое глубже слов, идей.

Отсюда одной из особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны.

Лермонтов ведет читателя от поступков Печерина ( в первых трех повестях ) к их мативам ( в 4 и 5 повестях ), тоесть от загадки к разгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печерина, а его внутренний мир, психология. Автор использует принцып хронологической инверсии ( отказ от последовательного изображения ). Такая разочарованная позиция в точности соответствует 'разачарованной', противоречивой личности человека. В первых трех повестях ('Бэла', 'Максим Максимыч', 'Тамань') представленны лишь поступки героя.

Лермонтов демонстрирует примеры печеринского равнодушия, жестокости к окружающим его людям, показанным либо как жертвы его страстей ( Бэла ), либо как жертвы его холодного расчета ( бедные контабандисты ). Невольно напрашивается вывод, что психологическим нервом Печерина является власть и эгаизм: 'какое дело мне: странсвующему офицеру, до радостей и бедствий человеческих ?' Но не все так просто. Вовсе не так однотипен герой. Перед нами одновременно совестливый, ранимый и глубоко страдающий человек. В 'Княжне Мери' звучит трезвый отчет Печерина. Он понимает скрытый механизм своей психологии: 'Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его.' А позже Григорий Александрович открыто формулирует свое жизненное кредо: 'Я смотрю на страдания к радости других только в отношении к себе, как пищу, поддерживающую мои духовные силы...' На основании этого правила Печерин развивает целую теорию счастья: 'Быть для кого-нибудь причиной страданий и радости, не имея на то никакого положительного права,- не самая ли это сладкая пища нашей гордости ? А что такое счастье ? Насыщенная гордость.' Казалось бы, умный Печерин, знающий в чем состоит счастье, и должен быть счастлив, ведь он постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость. Но счастья почему-то нет, а вместо него утомление и скука... Почему же судьба героя так трагична ? Ответом на этот вопрос является последняя повесть 'Фаталист'. Здесь решаются уже проблемы нестолько психологические, сколько философские и нравственные.

Повесть начинается с философского спора Печерина с Вуличем о предопределении человеческой жизни. Вулич - сторонник фатализма.

Печерин же задается вопросом: 'Если точно есть предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок ?' Этот спор прверяется тремя примерами, тремя смертельными схваиками с судьбой. Во первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок окончившийся неудачей; во-вторых, случайное убийство Вулича на улице пьянымказаком; в-третьих, отважный брасок Печерина на казака убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе. Таким поворотом философской темы автор избавил роман от мрачного финала.

Печерин, о смерти которого неожиданно сообщается в середине повествования, в этой последней повести не только спасается от казалось бы верной гибели, но и впервые совершает поступок, приносящий пользу людям. И вместо траурного марша в финале романа звучат поздравления с победой над смертью: 'офицеры меня поздравляли - и точно было с чем '. Герой относится к фатвлизму прредков двойственно: с одной стороны он иронизирует над их наивной верой в светила небесные, с другой стороны, он откровенно завидует их вере, так как понимает, что любая вера - благо. Но отвергая прежнюю наивную веру, он сознает, что в его время 30-е годы нечем заменить утраченные идеаллы.

Несчастье Печерина в том, что он сомневается не тоолько в необходимости добра вообще; для него не только не существует святынь, он смеётся 'над всем на свете'... А безверие порождает либо бездействие, либо пустую деятельность, которые являются пыткой для умного и энергичного человекаю Показывая мужество своего героя Лермонтов одновременно утвердил необходимость борьбы за свободу личности.