Лев Николаевич Толстой

Лев Николаевич Толстой

Эпопея 'Война и мир' (1863-69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном.

Исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее 'роевым' сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе 'Анна Каренина' (1873-77) - о трагедии женщины во власти разрушительной 'преступной' страсти - Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев.

Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности ('тайновидец плоти' - Д. С. Мережковский). С кон. 1870-х гг. переживавший духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и 'опрощения' (породившей движение 'толстовства'), Толстой приходит ко все более непримиримой критике общественного устройства - современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада 'образованных классов': роман 'Воскресение' (1889-99), повесть 'Крейцерова соната' (1887-89), драмы 'Живой труп' (1900, опубликована в 1911) и 'Власть тьмы' (1887). Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести 'Смерть Ивана Ильича', 1884-86, 'Отец Сергий', 1890-98, опубликованы в 1912, 'Хаджи-Мурат', 1896-1904, опубликован в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в т. ч. 'Исповедь' (1879-82), 'В чем моя вера?' (1884), где христианские учения о любви и всепрощении трансформируются в проповедь непротивления злу насилием.

Стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из Ясной Поляны; умер на станции Астапово. * * * ТОЛСТОЙ Лев Николаевич [28 августа (9 сентября) 1828, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии - 7 (20) ноября 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.; похоронен в Ясной Поляне], граф, русский писатель. 'Радостный период детства' Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе 'ее духовный облик': некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской ('Война и мир'). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: 'она научила меня духовному наслаждению любви'. Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести 'Детство'. Казанский университет Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям.

Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета 'по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам', Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), 'практическую медицину', языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и 'достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи'. 'Бурная жизнь юношеского периода' После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести 'Утро помещика', 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк.

Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали 'самым пустяшным малым', а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя.

Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски. 'Война и свобода' В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести 'Казаки'(1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах 'Набег' (1853), 'Рубка леса' (1855), а также в поздней повести 'Хаджи-Мурат' (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот 'край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода'. На Кавказе Толстой написал повесть 'Детство' и отправил ее в журнал 'Современник', не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями 'Отрочество', 1852-54, и 'Юность', 1855-57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

Крымская кампания В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест.

Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл 'севастопольских рассказов', вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк 'Севастополь в декабре месяце' прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной 'диалектики души' (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об 'основании новой религии' - 'религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической'. В кругу литераторов и за границей В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок 'Современника' (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как 'великую надежду русской литературы' (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в 'Исповеди' (1879-82): 'Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел'. Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 - за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе 'Люцерн'), осенью вернулся в Москву, затем - в Ясную Поляну.

Народная школа В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы.

Толстой много путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя.

Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть 'свобода учащегося' и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал педагогический журнал 'Ясная Поляна' с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. 'Азбука' и 'Новая Азбука'. В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию). 'Война и мир' (1863-69) В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам.

Однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название 'Тысяча восемьсот пятый год'. Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда.

Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, что она еще так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в 'Русском вестнике' первую часть 'Войны и мира'. Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю.

Горячие споры спровоцировали последующие части романа, в которых Толстой развивал фаталистическую философию истории.

Прозвучали упреки в том, что писатель 'передоверил' людям начала века интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной войне действительно был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное общество. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку 'писать историю народа' и считал невозможным определить его жанровую природу ('не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории'). 'Анна Каренина' (1873-77) В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку.

Начало работы совпало с увлечением прозой Пушкина: Толстой стремился к простоте слога, к внешней безоценочности тона, прокладывая себе дорогу к новому стилю 1880-х гг., в особенности к народным рассказам. Лишь тенденциозная критика интерпретировала роман как любовный. Смысл существования 'образованного сословия' и глубокая правда мужицкой жизни - этот круг вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включая Анну), прозвучал остро публицистично для многих современников, прежде всего для Ф. М. Достоевского, высоко оценившего 'Анну Каренину' в 'Дневнике писателя'. 'Мысль семейная' (главная в романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачения Левина, его мысли о самоубийстве читаются как образная иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы над романом.

Перелом (1880-е гг.) Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях 'Смерть Ивана Ильича' (1884-86), 'Крейцерова соната' (1887-89, опубликована в России в 1891), 'Отец Сергий' (1890-98, опубликована в 1912), драме 'Живой труп' (1900, незавершена, опубликована в 1911), в рассказе 'После бала' (1903, опубликован в 1911). Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в 'Исповеди' (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в России), в статьях 'О переписи в Москве' (1882), 'Так что же нам делать?' (1882-86, опубликована полностью в 1906), 'О голоде' (1891, опубликована на английском языке в 1892, на русском - в 1954), 'Что такое искусство?' (1897-98), 'Рабство нашего времени' (1900, полностью опубликована в России в 1917), 'О Шекспире и драме' (1906), 'Не могу молчать' (1908). Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии богословских сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого 'Исследование догматического богословия' (1879-80), 'Соединение и перевод четырех Евангелий' (1880-81), 'В чем моя вера' (1884), 'Царство Божие внутри вас' (1893). Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям. В особенности широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных произведений - драмы 'Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть' (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, 'безыскусной' манере.

Наряду с близкими по духу произведениями В. М. Гаршина, Н. С. Лескова и других писателей, эти рассказы выпускались издательством 'Посредник', основанном В. Г. Чертковым по инициативе и при ближайшем участии Толстого, который определял задачу 'Посредника' как 'выражение в художественных образах учения Христа', 'чтобы можно было прочесть эту книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой заинтересовались, умилились и почувствовали бы себя добрее'. В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс. 'Воскресение' (1889-99) Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома.

Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру.

Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные черты позднего Толстого - откровенная, выдвинутая на первый план 'тенденция' (в эти годы Толстой - сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало - проявились в романе со всей наглядностью. Уход и смерть Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну.