Максимильен Мари Изидор де Робеспьер

Максимильен Мари Изидор де Робеспьер

Громоотвод снесли как 'опасный для обществен-ного порядка'. Робеспьер произнёс несколько ярких речей в суде, обличая мракобесие, после чего реше-ние о сносе громоотвода было отменено. Речи Ро-беспьера были даже изданы отдельной брощюрой и сделали известным его имя. Кроме того, Робеспьер был поклонником вольнолю-бивых идей философа Жан-Жака Руссо. В возрасте двадцати лет он побывал в Эрменонвиле, где дожи-вал свои последние годы в уединении автор 'Об-щественного договора' и 'Прогулок одинокого мечтателя'. О той встрече не сохранилось ни каких точных сведений.

Согласно одной из легенд, филосо-фа больше всего поразили в молодом ссстуденте не его знания, а твёрдый, жёсткий, пронизывающий взгляд. В 1789г.

Робеспьер был избран в своей провинции депутатом в Генеральные штаты от третьего сосло-вия. Здесь, в толпе народных представителей, он был одним из самых незаметных.

Газеты, давая отчёт о заседании, постоянно путали его имя, называя его то Робером, то Робертпьером.

Однако, несмотря на свою незаметность, Робеспьер был одним из самых детельных депутатов. В 1789г. он выступил 69 раз, в 1790г. - 125 раз, в 1791г. (за 9 месяцев) - 328 раз! Его речи казались длинноватыми и не всегда понятными.

Слушали его невнимательно, но он был настойчив и не уставал повторять своё. Что же он говорил? Он, как и все остальные депута-ты, никогда не выступал, например, за республику, против королевской власти. Но как, например, король должен представлять законы на утверждение Учре-дительному собранию? По мнению Робеспьера, он должен был говорить при этом:'Народ, вот закон, который я сложил для тебя.

Принимаешь ли ты его?' Когда Робеспьер изложил этот проект собранию, оно разразилось громким хохотом. Все депутаты смеялись над этим юристом из Арраса, который строил перед ними свои наивные воздушные замки.

Неужели король будет заискивать и унижаться перед народом! Другие деятели революции могли укорять за что-то народ, упрекать или осуждать. Но для Робеспьера слово 'народ' было синонимом правоты. Когда ле-том 1789г. толпа жестоко расправилась с бывшим сановником Фулоном, повесив его на фонаре, он коротко сообщил об этом другу в письме:'Вчера Фу-лон казнён по приговору народа'. Мирабо рано обратил внимание на Максимильена. Он заметил о нём:'Этот человек сделает что-то. Он верит каждому слову, которое произносит'. В 1790г. популярность Робеспьера в народе всё бо-лее возрастала. Его прозвали 'Неподкупным'. 30 сентября 1791г., в день закрытия работы Учреди-тельного собрания, парижский народ устроил Ро-беспьеру овацию.

Робеспьер старался и в частной жизни буть вместе с небогатыми людьми. Он поселился в доме столяра Дюпле, жил подчёркнуто скромно. В одной из неболь-ших комнат этого деревянного дома он прожил до конца своих дней. Чтобы понять деятельность Робеспьера в последую-щие полтора года - до июня 1792г., важно ещё раз подчеркнуть его отношение к народу. По мнению Ро-беспьера, движение народа священно, его воля - за-кон, хотя бы она нарушала все старые законы. Поэто-му Максимильен не отходил, как другие политики, от народного движения, последовательно сметавшего короля, монархию, умеренных республиканцев - жи-рондистов, а шёл с ним в ногу.

Свержение монархии 10 августа 1792г. он оправдывал тем, что до тех пор 'у нарда не было законов, а только преступные капризы тиранов, опирающихся на силу... Их пре-ступления заставили народ ещё раз взять осуще-ствление своих прав всвои руки'. В сентябре 1792г. в Париже собрался новоизбран-ный законодательный орган Франции - Конвент. Здесь Робеспьер - лидер 'горы', якобинского мень-шенства в Конвенте.

Конвент обсуждал, какому нака-занию подвергнуть бывшего короля.

Робеспьер не ко-лебался - смерти. В своей речи он объяснил, что Кон-вент не выносит приговор, он только приводит его в исполнение.

Приговор вынес народ, когда решил, что Людовик - мятежник, и сверг его с престола.

Правая группа - жирондисты - упрекала якобинцев и Робеспьера в лести, заискивании перед народом. Ро-беспьер по этому поводу восклицал:'Вы осмеливае-тесь обвинять меня в том, будто я хочу обмануть народ и льстить ему! Как я мог бы это сделать? Ведь я не низкопоклонник, не трибун, не защитник народа; я сам народ!' Жирондисты обвиняли якобинцев и Робеспьера в разжигании смуты, требовали порядка и спокойства.

Робеспьер отвечал им так:'Неужели вам нужна бы-ла революция без революции! Кто может точно указать, где должен остановиться поток народного восстания после того, как события разверну-лись?' Эти слова - грозное предупреждение. В июне 1793г.

Конвент под напором вооружённых парижан исключил из своего состава вожаков жирондистов; власть во Франции перешла к 'горе', и , в первую очередь - к Робеспьеру. Итак, Робеспьер у власти. Куда логика событий по-ведёт дальше этого человека? Понять это можно, внимательно рассмотрев его взгляды, да и взгляды значительной части французских революционеров вообще.

Робеспьер и многие другие французские революцио-неры исходили из идей о том, что по своей природе человек добр и добродетелен.

Тирания и деспотизм искажают его естественный облик. Надо только устра-нить, снять силой эти наслоения, и сущность челове-ка проступит во всей своей красе. Этими идеями и руководствовались Робеспьер и его сторонники в период своего правления. В течение этого времени всё больший размах приобретали по-литические казни - якобинский террор. Но было бы направильно считать, что планы этого террора Ро-беспьер готовил изначально. Когда в 1792г. якобинец Марат стал излагать Робеспьеру свои проэкты массо-вых казней, народных расправ, Робеспьер пришёл в ужас, побледнел и долго молчал.

Террор стал для Робеспьера лишь средством для достижения его иде-ала - всеобщей добродетели.

Робеспьер оправдывал казни, считая, что отдельные порочные люди не дают народу жить по законам добродетели, как народ этого желает.

Значит, добродетельные люди должны при-менить против них террор, который будет тем самым проявлением добродетели. На гильотину отправлены королева, сторонники ко-роля, жирондисты, пыташиеся поднимать восстания. Но, по мнению Робеспьера и его соратников, пороч-ных, развращённых людей не становится меньше. Меч террора разит уже и самих якобинцев. В апреле 1794г. казнены Дантон и его сторнники. В своих заметках о Дантоне Робеспьер писал:'Слово 'добродетель' вызывало смех Дантона. Как мог человек, которому чужда всякая идея морали, быть защитником свободы!' К 'врагам добродетели' применили только террор, но 'народом следует управлять с помощью разу-ма'. Этот принцип Робеспьер пытается представить в праздновании дня Верховного Существа - нового республиканского бога.

Победив открытых 'врагов республиканской доб-родетели', Робеспьер стал замечать, что рядовые организаторы террора, депутаты Конвента не безуп-речны в моральном отношении.