Насекомые у Фета

Насекомые у Фета

Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью; здесь скрытый от невнимательного глаза…………………………………………… *** Так резко - сух снотворный и трескучий Кузнечиков неугомонный звон. *** Как мошки зарёю, Крылатые звуки толпятся.

Нельзя не заметить, что у Фета человек и природа, живое и живущее – две половины одной всеохватывающей мировой гармонии. Мотылёк мальчику. Цветы кивают мне, головки наклоня, И манит, куст душистой веткой; Зачем же ты один преследуешь меня Своею шелковою сеткой? Дитя кудрявое, любимый нежно сын Неувядающего мая, Позволь мне жизнию упиться день один, На солнце радостном играя.

Постой, оно уйдет, и блеск его лучей Замрет на западе далеком, И в час таинственный я упаду в ручей, И унесет меня потоком. В стихотворении ''Мотылёк мальчику'' Фет показывает беспечность человеческого отношения к насекомым. Как это ни печально признавать, но человечество в большинстве своём думает, что может обойтись без природы и её обитателей, хотя всё совершенно наоборот, и, не осознавая всей серьёзности вопроса, уничтожает все попадающееся на пути, что подтверждает слова: ''Человек уничтожает тех, перед кем чувствует силу''. Мотылёк, понимая, что его жизнь быстротечна, ценит её, стремясь в полной мере насытиться её прелестью и красотой.

Однако, большой и умный по сравнению с ним человек не желает осознавать ценность тех немногих часов жизни мотылька, что отведены ему природой. Здесь можно увидеть философскую мысль о кратковременности и смысле жизни. Ведя повествование от первого лица, Фет обращает наше внимание на то, что природа взывает о помощи, но мы не замечаем её мольбы. Она пытается показать нам, что жизнь столь неприметного существа ценна ничуть не меньше человеческой.

Показывая зыбкость и ничтожность жизни мотылька, Фет подталкивает нас к мысли о сущности нашего бытия. Наша жизнь много длиннее жизни мотылька, однако, ничтожно малое количество людей способно испытать ту бурю чувств и эмоций, осознать всю полноту жизни, её прелести и горести, которые доступны этому маленькому, незаметному существу. В этом стихотворении звучит тема любви к жизни. Эта же тема раскрывается в стихотворении ''Бабочка''. Оба они любят жизнь и хотят жить, но мотылёк стремится жить осознано, желая понять всем своим существом, что же это- ''жизнь'', в то время как бабочка живёт и радуется этому, восторженно созидает окружающий её красочный и удивительный мир, не задумываясь о том, как и зачем живёт: Бабочка Ты прав Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем — Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я легкий опустилась И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья, Дышать хочу.

Вотвот сейчас, сверкнув, раскину крылья И улечу.

Бабочка в стихотворении А. Фета олицетворяет беззаботность и легкомысленность. Мы задумались, что же лучше, быть мотыльком или бабочкой? И пришли к выводу, что характер бабочки присущ ребёнку, который, любуясь красотой предмета, не задумывается о его ценности и предназначении. Это внимание моментально, оно может переключаться на более яркое или эмоциональное явление.

Такова бабочка, а каков же мотылёк? Он скорее похож на серьёзного, вдумчивого человека, который стремится осознать своё бытие, подчиняя свою жизнь философским нормам.

Фетовские весенние стихотворения поразили нас стихийной силой любовного влечения: ''Смело можно сказать, что на русском языке ещё не бывало подобного изображения весенней неги, доходящей до болезненности''. Так сказал критик Дружинин о стихотворении ''Пчёлы'', в котором поет буквально не находит места от сжигающего его ''весеннего огня'': Сердце пышет всё более и более, Точно уголь в груди я несу.

Музыка ''сердечного огня'' звучит пчелиной песнью: ''В каждый гвоздик душистой сирени // Распевая, вползает пчела'' – и сам поет, как будто превращается в пчелу. ПЧЕЛЫ Пропаду от тоски я и лени, Одинокая жизнь не мила, Сердце ноет, слабеют колени, В каждый гвоздик душистой сирени, Распевая, вползает пчела. Дай хоть выйду я в чистое поле Иль совсем потеряюсь в лесу... С каждым шагом не легче на воле, Сердце пышет все боле и боле, Точно уголь в груди я несу. Нет, постой же! С тоскою моею Здесь расстанусь.

Черемуха спит. Ах, опять эти пчелы под нею! И никак я понять не умею, На цветах ли, в ушах ли звенит. Мы заметили, что Фет особо выделяет пчелу среди разнообразного, красочного мира насекомых. Она несёт в себе ''радость земли'' – она символизирует как раз ту ''страстную чувственность'', которую отмечала критика в фетовской поэзии среди других характерных черт. Ещё одним из весенних стихотворений является стихотворение ''Это утро, радость эта''. *** Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли - эти слезы, Этот пух - не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё - весна. Здесь Фет утверждает, что мошки и пчёлы являются неотъемлемой частью прекрасной весны.

Фетовские ''песни любви'' часто поёт пчела, символизирующая страстночувственное начало в его поэзии. Так, некогда в стихотворении ''Роза'' поэт говорил: И тебе, царица Роза, Брачный гимн поёт пчела. Мы заметили, что Фет глубоко ценил и уважал насекомых, как равноправных жителей нашего мира, отражая в своих стихотворениях их характеры, настроения и чувства, которые подчас не замечают в них люди: ''Вот жук взлетел и прожужжал сердито'' ''Плачась, комар пропоёт'' ''Жук, налетевший на ель Хрипло подругу позвал'' В некоторых стихотворениях Фет использовал образы насекомых для более глубокой передачи окружающей обстановки и атмосферы в ней: У Камина.

Тускнеют угли. В полумраке Прозрачный вьётся огонёк. Так плещет на багряном маке Крылом лазурным мотылёк.

Видений пёстрых вереница Влечёт, усталый теша взгляд, И неразгаданные лица Из пепла серого глядят. Встаёт ласкательно и дружно Былое счастье и печаль, И лжёт душа, что ей не нужно Всего, чего глубоко жаль. В изображении энтомологии Фет часто использовал изобразительные средства языка такие как метафоры, сравнения, эпитеты: ''На тмине горят светляки'' ''Тускнеют угли. В полумраке Прозрачный вьётся огонёк. Так плещет на багряном маке Крылом лазурным мотылёк''. Надо подумать ещё Только Фету свойственен такой язык.