Носов "Незнайка на Луне"

Носов "Незнайка на Луне"

Трудно назвать какое-нибудь детское литературное произведение, где так рельефно было бы показано непримиримое идеологическое противоборство капитализма и социализма (бесспорно, оценка Носовым этого противостояния однозначна - иного и не могло быть в советской литературе того периода). Любимый всеми детьми герой Незнайка попадает на Луну - мир товарно-денежных отношений, общества, где святыми являются институты частной собственности и свободы предпринимательства, где мерилом достоинств и качеств человека является его капитал. Здесь действуют иные законы, совсем не похожие на порядки незнайкиной страны идеального коммунизма. Книга чрезвычайно идеологизирована писатель яркими красками расцвечивает ужасы буржуазного мира: нищету, безработицу, безнравственность.

Социалистический реализм, приверженцем которого был и Носов, проводил обработку сознания человека с раннего детства, внедряя в мировоззрение читателя понятие о 'плохих' капиталистах, с которыми нужно беспощадно бороться, создавая 'образ врага'. Необходимо было дать подрастающему поколению коммунистическую идеологию, подчеркнуть все преимущества социалистической системы над 'загнивающим капитализмом'. Это Носову удалось просто блестяще. В его книге доводятся до гротеска все недостатки институтов системы бизнеса. Так, фондовая биржа предстает перед читателем как Давилонская баржа, монополистические объединения - в виде больших бредламов.

Карикатурно изображается полиция, которая, по Носову, совершенно не следит за соблюдением юридических норм в правовом государстве.

Сатирически показана деятельность субъектов гражданского общества. На фоне всего этого резким контрастом выступает общественное устройство земных коротышек, напоминающее порядки в 'Городе Солнца' Кампанеллы или на острове Утопия из книги Томаса Мора. Юный читатель не может устоять перед силой носовских аргументов. Он твердо становится на сторону земных коротышек - предвестников коммунизма 'светлого будущего'. В то же время, несмотря на всю идеологизированность произведения, нельзя назвать писателя необъективным.

Коротышки в социалистическом мире Цветочного и Солнечного городов лишены важнейших стимулов к труду, предпринимательству, активной производственной деятельности. Из-за этого процветают тунеядцы: Пончик, Незнайка, Гунька. В капиталистическом мире Луны эти стимулы активно работают, поскольку в действие вступают механизмы товарно-денежных отношений, свободы предпринимательства и частной собственности. Носов рассказывает о системе маркетинга, созданной лунными коротышками для удовлетворения своих нужд и потребностей. Он говорит о возможности акционерных обществ аккумулировать средства населения для проведения научно-технических исследований, ведущих к прогрессу.

Объективность автора проявляется и в характеристике персонажей. Можно обратить внимание и на жесткую, подчас авторитарную, власть Знайки - лидера системы социализма земных коротышек. Чего, например, стоят его слова: 'Прекратить сейчас же всяческие разговоры! Дисциплина прежде всего.

Попрошу всех построиться в одну шеренгу. Ну-ка, быстренько! Быстренько! И ты, Пилюлькин, становись тоже... Так! Все на месте? А теперь шагом марш в ракету для принятия пищи!' Отлет на Луну Незнайки и Пончика можно рассматривать как бунт двух неординарных личностей, не вписывающихся в установленные рамки, против социалистических отношений и системы управления ими, сковывающих инициативу и предприимчивость, ограничивающих рамки свободы. Даже окончательная победа социализма над капитализмом осуществляется не в результате борьбы народа с его поработителями-капиталистами и 'вселунной' революции (что соответствовало бы догмам учебников марксизма-ленинизма), а совершенно фантастическим образом.

Коротышкам удается разрешить проблему редкости экономических благ (по крайней мере, бесконечно раздвинуть границы области производственных возможностей) за счет резкого увеличения КПД всех отраслей промышленности в результате использования невесомости и внедрения в агротехнику гигантских земных растений.