Образы "Горя от ума"

Образы "Горя от ума"

Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи - с раздиравшими это общество противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, - тему рубежа двух эпох - 'века нынешнего' и 'века минувшего'. Отсюда - необыкновенное богатство идейного соде ржания комедии. В то й или и н ой ф орме и в той или ино й мере Грибоедов коснулся в «Горе от ума» множес тва серьезнейших вопросов общественного быта, мо ра ли и культуры, которые имели в декабристскую эпоху самое актуальное, самое злободневное значение. Это были вопросы о положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, о дальнейших судьбах России , русской государственности и русской культуры, о свободе и независимости человеческой личности, об обще ственном призвании человека, о его патриотич еском и гражданском долге, о н о вом понимании личной и гражданской чести, о силе человеческого разума и познания, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания. На все э ти в оп р ос ы откликнулся гений Гри б ое дова, и отклик э тот был исполнен такой го ряче й граж да н стве н но - патри о ти ческо й страсти такого неукро тим ого негодования на зло и не п р ав ду, что комедия не мо гла не произвести самого глубокого и разительного впе чатления как в передовых кр у гах русского общества, т ак и в лагере реакционеров.

Комедия с могучей сатирической силой разоблачала 'н равы» крепостников.

Грибоед ов поставил перед собой за дачу сор в ать с них маску внешнего благолепия и бла го пр иличия и пр е д ставить их на суд людской разоблаченными от всех и всяческих украшающих покровов.

Грибое дов с блеском в ыполнил эту дачу. Он запечатлел в «Горе от ума» целую галерею человеческих по ртр е тов, которые в совокупности составляют истин ны й, ничем не прикрашенный отвратительный облик кре постнического общества с ег о паразитизмом и свое ко рыстием, чванством и лакействам, мракобесием и нравственным растлением. Здесь, в этом обществе, де й ст вова ли «знатные него дяи» и мелкотравчатые подл ецы, от ъя вленные мошенники и «зловещие стару хи », ханжи и доносчики, объеди не нные, как круговой порукой, непримиримой враждой к «свободной жизни», к культуре, к просвещению, к ма лей шему проявлению независим о й мысли и свободного чувства. В этом мире бе з тени смущения меняли кре по стных рабов на бор з ых собак, явным грабительством добывали богатства и почести, 'разливались в пирах и в мотовстве», а ученье считала «чумой», злов р едным и огнеопасным изобретением «окаянных вольтерьянцев». Люди этого жестокого м и ра жили по заветам и преданьям «минувшего века» - «века покорности и страха». «Мораль» их была основа н а на пресмыкательстве перед сильными и на угнетении и унижении слабых.

Идеало м человека был для них удачливый вельможа блаженны х феодальных времен - дяд я Фамусова Максим Петрович, достигший «степеней известных» благодаря своему бесстыдному раболепству и шутовству в царском дворце.

Типичнейший представитель этого мира - сам Фа мусов, воинствующий мракобес, ханжа и деспот, грозящий своим рабам сибирск о й каторгой. Под стать Фамусову все его родственники, приятели и гости. В образе полковника Скалозуба Грибоедов воссоздал тип аракчеевца, тупого , самовлюбленного и неве жественного «героя» плац п арадных учений, шагистики и палочной муштры, заклятого врага свободной мысли. Этот «хрипун, удавленник , фагот, созвездие маневров и мазурки», гоняющийся за чинами, орденами и богатой невестой, воплощает в с ебе дух реакционного «прус сачества», которое искусственно насаждалось царизмом в русской армии и вызывала ненависть всего передового офицерства, хранившего суворовские и кутузовские традиции (в черновой редакции «Горя от ума» Скалозуб сам говорит о себе: «Я - школы Фридриха ...»). Резкими, типическими чертами очерчены и все остальные персонажи барской Москвы, выведенные в «Горе от ума»: властная барыня-крепостница старуха Хлёсто в а, графини Хрюми н ы, княжеское семейство Тугоуховских, Загорецкий - светский шулер, мошенник и доносчик, по всем данным - тайный агент политической полиции, Репетилов - «ду ш а» дворянского общества, шут, сплетник и пустозвон , затесавшийся , чтобы не отстать от моды, в круг каки х - то псевдолиберальных болтунов, Платон Михайловича Горич - в прошлом приятель Чацкого, человек опустившийся, инертный, внутренне примирившийся с Фа мусовским миром. Как свой принят в этом м ире «безродный» секретарь Фамусова - Молчалин. В е го лице Грибоедов создал исключительно выразительн ы й обобщенный образ подлеца и циника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до 'степеней известных ». Вся лакейская «философия жизни' этого чинуши и подхалима , не смеющего «свое суждение иметь», раскрывается в его знаменитом призн ании: Мне завещал от е ц: Во-первых угождать всем людям бе з изъятья - Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем бу д у я служить, Слуге его, который ч и стит платья, Швейцару, дворнику, для изб е жанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Галерея типических образов стародворянской, бар ской Москвы, созданная Грибое д овым, включает в се б я и тех, кто в комедии непосредственно не действует, но то лько упоминается в беглых характеристиках, которые да ют им действующие лица. В их числе такие яркие, ре льефные, законченные об разы, как «черномазенький» за всегдатай всех балов и обедов , и крепостник-театрал, и мракобесный член «Ученого комитета», и покойник ка мергер Кузьма Петрович, и влиятельная старуха Т атьяна Юрьевна, и нахальный « французик из Бордо», и клубные друзья Репетило в а, и много других - вплоть до княгини Марьи Алексевны, блюстительницы общественного мнения в фамусовско м мире, именем которой зна менательно заканчивается комедия. Все эти лица не появляются на сцене, но, тем не менее, имеют весьма важ ное значение для раскрытия содержания «Горя от ума», - и это составляют одну из новаторских черт ко м едии.

Социальная критика Гриб о едова, развернутая в 'Горе от ума», по самой широ т е своей и конкретности была явлением исключительны м в литературе нача л а XI Х столетия. Если сатирико-м о ра л истические комедио гр афы, писавшие в традициях к л ассициз ма, следовали условным и абстрактным кр ите р и ям, у законенным его эстетикой, и осмеивали, как п равило, какой-либо один, от дельно взятый социальный « порок» или отвлеченную моральную категорию (к п ри ме ру, только лихоимство, то лько невежество, только с к у п ость, только ханжество т. п.), то Грибоедов в своей комедии затронул и разо бл ачил в духе социальнопо лити ческих идей декабризма ши рокий круг совершенно ко нкр етных явлений общественного быта крепост н и ч еск ой России.

Злободневный смысл г р ибоедовской критики сейчас, конечно, не ощущается с такой остротой, с какой он ощущался современниками Грибоедова. Но в свое время комедия прозвучала, помимо всего прочего, именно зло бодневно. И вопросы дворянского воспитания в «пансионах, школах, лицеях», и вопрос о «ланкартачны х взаимных обучениях», и дебаты о парламентском стро е и реформе судопроизводства, и отдельные эпизоды русской общественной жизни в период после наполе о новских войн, нашедшие отражение в моно ло гах Ча цкого и в репликах гостей Фамусова, - все это имело самое актуальное значение, в частности в декабристской среде, именно в те годы, когда Грибоедов писал сво ю комедию.

Богатство и конкретность социального содержания, вложенного в «Горе от ума », придает комедии значени е широкой и целостной картины русской общественно й жизни конца 1810 - начала 1 820-х годов, изображенн ой во всей ее исторической точности и достоверности. В свое время (в 1865 г оду) на это значение комедии обратил внимание Д. И. Писарев, утверждавший, что «Грибоедов в своем анализе русской жизни дошел до той крайней границы, дал ь ше которой поэт не может идти, не переставая быть поэтом и не превращаясь в ученого исследователя». И в этой связи П исарев совершенно справедливо заметил , что для того, чтобы писатель, поэт мог нарисовать т акую достоверную и точную историческую картину, ему «надо быть не только внимательным наблюдателем, но еще, кроме того, замечательным мыслителем; надо из окружающей вас пестроты лиц, мыслей, слов, радостей, огорчений, глупостей и подлостей выбрать име н но то, что сосредоточивает в себе весь смысл данной эпохи, что накладывает свою печать на всю массу второстепенных явлений, что втискивает в свои рамки и видоизменяет своим влиянием все остальные отрасли частной и общественной жизни. Такую громадную задачу Действительно выполнил для России двадцатых годов Грибоедов» . «Натура всяких событий» - таков был, говоря сло вами Грибоедова, тот жизненный материал, который он изучал так внимательно, так досконально. Но он не распылил свою исследовательскою наблюдательность по необо з римому множеству 'всяких событий», по деталям и мелочам быта. Нет, он соб р ал свое внимание как бы в один световой луч и направил е го на те явления жизни, в которых с наибольшей полнотой и отчетливостью раскрылось самое существо основного общественно-исторического конфликта эпо х и.

Будучи действительно замечательным, глубоким и с м елым мыслителем, вооруженным самыми прогрессивными идеями века, он выбрал из безграничного и пестрого материала окружавшей его реальной жизни име н но то, в чем сосредоточился смысл его эпохи: борь б у, которая с небывалым ожесточением разгорелась м е жду мертвящим «духом рабства», проникавшим все и в ся в аракчеевскофамусовском мире, и жив ительным « духом времени», воодушевлявшим молодое по коление патри отов и свободол юбцев.

Продолжив обличительн у ю антикрепостническую традицию, внесенную в русскую литературу великим революционером Радищевым , развивая и углубляя плодотворные традиции русской общественной сатиры XVIII века - сатиры Фонвиз и на, Новикова и Крылова, Грибоедов создал произведение, все содержание которого - свидетел ьс тво вало о ег о со циальнополитической направленности. Н едаром критика 1820 - 1830-х год ов сразу же по всей справедливости оценила 'Горе от ума» как первую в русской литературе «комедию политическую». С бли жа я ее в э т о м с мысле с комедией Бомарше «Женитьба Фигаро», которая в свое вре м я (в 1784 году) нанесла сильнейший удар абсолютизму и феодальным пережит кам в предреволю ци онно й Франции, критика указывала, что «Бомарше и Грибоедов... с равною колкостию сатиры вывели на сцену политические понятия и привычки обществ, в которых они жили, меряя гордым взглядом народную нравств енн о с т ь своих отечеств »'. А впоследствии историка В.О. Ключевский даже назвал ' «Библиотека для чте ния » , 1834, т . 1, № 1, отд. VI, стр. 44. Также и А. И. Герцен, го во р я о социально-историческом значении «Горя от ума», вспом нил в это й связи о комедии Бом арш е , имевшей, по словам Герцена, значение 'государственного переворота'. комедию Грибоедова «самым серьезным политическим произведением русской литературы XIX века» '. Для подобной оценки, в самом деле, имелись весьма веские основания. И не только потому, что «Горе от ума» является одним из самых замечательных памя тников русской и мировой обличительно-сатирической литературы, но и потому также, что в комедии есть богато е позитивное, положительное содержание, которое, в свою очередь, приобрело столь же сильное обще ственнополитическое звучание, как и гневное разоблачение крепостнического мира. «Горе от ума», конечно, остается одним из шедевро в карающей социальной сатиры. Но подлинная сатира н е бывает односторонней, потому что писатель-сатирик, если он стоит на передовых идейно-художественных позициях, всегда обличает зло и пороки во имя добра и добродетелей, во имя утверждения некоего положитель ного идеала - общественного, политического, морального. Также и Грибоедов в «Горе от ума» не только разоблачал мир крепостников, но и утверждал свой положительный идеал, исполненный глубокого общественно-политического смысла. Этот идеал нашел художественное воплощение в образе единственного истинног о героя пьесы - Чацкого. Как писатель национальный и народный, Грибоедов, естественно, не мог ограничиться одним изображение м фамусовского мира, но непременно должен был отра зить в своей исторической картине и другую сторон у действительности - брожение молодых, свежих, про грессивных сил, подрывающих твердыни самодержавно-крепостнического строя. Эта задача также была блистательно выполнена Грибоедовым.

Идейное содержание «Горя от ума», конечно, не исчерпывается обличением порядков и нравов крепостнического общества . В комедии дана действительно широкая и во всех деталях верная историческая картина всей русской ж из н и в грибоедовское время - и теневых и светлых ее с т орон.

Комедия отразила не только быт и нравы стародворянской Москвы, жившей по ветхозаветным преданиям «времен Очаковских и ' В. Ключ е вс кий . Курс русской истории, т. V, М., Госполитиздат, 1958, стр.248. покоренья Крыма», но и общественное брожение эпохи - ту борьбу нового со старым, в условиях которой зарожда л ось движение декабристо в , складывалась в России революционная идеология.

Фамусовщина - это реакция, косность, рутина, цинизм, устойчивый, раз навсегда определенный уклад жизни. Здесь пуще всего б оятся молвы («грех - не беда, молва нехороша») и замалчивают все новое, тревожное, не укладывающееся в норму и ранжир. Мотив «молчания» красной нитью проходит сквозь все сцены комедии, посвященные ф амус о вскому миру, где «Молчалины блаженствуют на свете ' . И в этот затхлый мир, подобно разряду освежительной грозы, врывается Чацкий с его тревогой, мечтами, жаждой свободы и думой о народе. Он - настоящий возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых, Ск а ло зубов и Молчалиных; им страшен даже его смех. Он о т кр ыт о, во всеуслышание з аго во ри л о том, что в их к ругу усердно замалчивалось, - о вольности, о совести, о чести, о благородстве,- и его пылкую речь подхватила вся передовая русская литература XIX века . Изображая Чацкого человеком умным и благородным, человеком «возвышенных мыслей» и передовых убеждений, глашатаем «свободной жизни» и ревнителем русской национальной самобытности.

Грибоедов решал стоявшую перед прог рес с ивн ой русской литературой двадцатых годов проблему создания образа положительного героя.

Задачи гражданственной, идейно направленной и общественно действенной литературы в понимании писателем декабристского направления вовсе не сводились лишь к сатирическому обличению порядков и нравов крепостнического общества. Эта литература ставила перед собой и другие , не менее важные цели: служить средством революционного общественно-политического воспитания, возбуждать любовь к «общественному благу» и воодушевлять на борьбу с деспотизмом. Эта литература должна бы л а не только клеймить пороки, но и восхвалять гражданские доблести.

Грибоедов ответил на оба эти требования, выдвинутые самой жизнью и ходом освободительной бо р ьбы.

Возвращаясь к з ам е чатель н о верной мысли Д. И. Писарева о том, что в «Горе о т ума» дан почти научный анализ русской исторической действительности декабристской эпохи, следует для полной ясности подчеркнуть, что Грибоедов вошел в историю и в нашу жи з н ь все же не как ученый-исследователь и не как мыс л ите ль хотя бы и замечатель ный, но как гениальный поэт. И з учая действительность как пытливей аналитик, он отразил ее как художник, притом как смелый новатор. Он нарисовал свою точную и достоверную картину, пользуясь приемами, средствами и красками художественного изобра ж ен и я. О н воплотил смысл подмеченного и изученного им в художественных образах . И от этого нарисованная им картина идейной жизни в декабристскую эпоху оказалась гораздо ярче, глубже , объемнее, нежели мо г бы сделать э то даже самый внимательный ученый-исследователь. Когда правда жизни становится содержанием искусства, сила ее воздействия н а мысли и чувства людей еще более увеличивается. В том-то и состоит «тайна» искусства, что оно позволяет людям даже то, что им хорошо известно, увидеть яс н ее, отчетливее, а иногда - и с новой, еще не знакомое стороны.

Явление жизни, всем видное, всем известное, даже примелькавшееся, будучи преображенным велик о й обобщающей силой искусства зачастую предстает как бы в новом свете, вырастает в своем значении, раскрывается перед современниками с такой полнотой, которая раньше была им недоступна. «Горе от ума», конечно, одно из самых тенденциозных произведени й русской мировой литературы.

Грибоедов поставил перед собою совершенно определенную нравственно-воспитательную цель и был озабочен тем, чтобы цель эта стала ясна читателю и зрителю комедии. Он написал «Горе от ума», что6ы высмеять и заклеймить крепостнический мир, вместе с тем не менее важной задачей было для Грибо е дова раскрыт ь перед читателем и зрителем свой пол о жит е льны й идеал, донести до них свои мысли и чувства , свои моральные и общественные идеи.

Грибоедов не отступил в 'Горе от ума» перед открытой тенденциозностью, и она не нанесла никакого ущерба его созданию, ибо никакая правильная, исторически оправданная тенденция никогда не повредит искусству, если она будет художественно претворена, если она будет логично и естественно вытекать из существа и содержания положенного в ос но ву прои зв едения конфлик та, и з столкновения страстей, мнений, характеров. В «Горе от ума» воплощена целая система идейных вз глядов в связи с самыми острыми, самыми злободневными темами и вопросами современности, но выражены эти взгляды с величайшим художественным тактом - не в форма прямых деклараций и сентенций, но в образах, в композиции, в сюжете в речевых характеристиках, короче говоря - в самой художественной структуре комедии, в самой ее художественной ткани. С этим связан важный во п рос о том, как Грибоедов решил основную проблему «формировавшегося художественного реализма - проблему типичности.

Задача создания типического характера в типических обстоятельствах, которую ст авит перед собой реалисти ческое искусство, пр е д усматривает вскрытие смысла того явления соц иа л ь н о-исторической д е йствительности, на котором ост а новилос ь вн имание художника. В «Горе от ума» типична сама общественно-историческая ситуация, поскольку она верно н глубоко отражает конфликт, вполне характерный для данн о й эпохи.

Именно поэтому типичны и все человеческие образы, созданные Грибоедовым. В этой связи нужно остановиться прежде всего на образе Ча цког о. В индивидуальном и особенном вопло щ е н ии его характера ярко и отчетливо вы раж ен о существо той новой, прогрессив ной о б щ ест в енно й силы, которая в грибоедовское время в ы шла на историческу ю сцену с тем, чтобы вступить в решительную борьбу с реакционными силами старого мира и победить в этой борьбе.

Художник-реалист зо р ко разглядел в окружавшей его действительности э т у тогда еще только н а з р е вавщую си л у и понял, что ей принадлеж ит будущее. Во времена Грибоедова дело освобод ител ь ной борьбы осуществляли немногие « л уч ши е люди из дворян» (по характеристике В.И. Ле нин а), далекие от народа и бессильные без поддержки народа . Но их дело не пропало, потому что, как ска з ал Ленин , они «... помогли разбудить народ »', потому что он и подготовили дальнейший подъем революционного движения в Р о ссии. ' В. И. Ленин. Пол н о е собрание сочинений, т. 23, стр. 398. Пусть во времена Грибо е дова, накануне восстания декабристо в , фамусовщина еще казалась прочной основой общественного быта в самодержавно-крепостническом государстве, пусть Фамусовы, Скалозубы, Молчалины, Загорецкие и иже с ними еще занимали тогда господствующее положение, но как социальная сила фамусовщина уже загнивала и была обречена на умирание.

Чацких было еще очень мало, но они воплощали в себе ту свежую, юную силу, которой было суждено развиваться и которая поэтому была неодолима. Поняв закономерность исторического развития и выразив свое понимание в художественных образах «Горя от ума», Грибоедов и отразил обьективную правду жизни, создал типический образ «нового человека»- общественного протестанта и борца - в типических обстоятельствах его исторического времени. Столь же типичны и истор и ч ес ки характерны представители другого общественного лагеря, действующие в комедии Грибоедова.

Фамусов, Молчалин, Хле с то в а, Репетилов, Скалозуб, Заго р ецкий, княгиня Тугоуховская, графиня Хрюмина и в с е прочие персонажи старобарской Москвы, каждый п о -сво е му, в своем индивидуальном художественном воплощении, с замечательной полнотой и заостренностью выражают существо той социальной силы, которая с т ояла на страже охранения старых, реакционных порядков феодально-крепостнического мира. Смело, по-новаторски ре ш ив в «Горе от ума» проблему типичности.

Грибоедов тем самым с полной ясностью, не допускающей никаких кривотолков, сказал своим произведением, во имя чего, во имя каких идеалов он разоблачил фамусовщи н у.