Революция в творчестве Александра Блока

Революция в творчестве Александра Блока

Эпизод самосуда как раз и является сюжетным стержнем сложной по композиции и художественным средст-вам поэмы о революции “Двенадцать”. Революционный боец Петруха убивает свою возлюбленную Катьку за то, что та изменила ему с предателем Ванькой.

Последний успел убежать, но ему обещано: Утек, подлец ! Ужо, постой, Расправлюсь завтра я с тобой ! И это не пустые угрозы: Помнишь, Катя, офицера. Не ушел он от ножа ... Но в целом поэма - гимн революции.

Недаром в конце ее появляется “первый революционер на земле” Иисус Христос. И в своей статье, обращенной к русской интеллигенции, “Революция и интеллигенция” Блок призывал: “ Слушайте революцию ! ”. Кажется, что писатель полностью благословляет революцию: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови - Господи, благослови ! Но поэма оставляет двойственное впечатление, потому что поэт реалистичен: Запирайте этажи, Нынче будут грабежи ! Двенадцать человек (символ двенадцати апостолов, впереди которых идет Христос) изображены то романтически: “Кругом - огни, огни, огни... Оплечь - ружейные ремни... “, то натуралистично: “В зубах цигарка, примят картуз. На спину надо б бубновый туз ! ” (знак каторжника). Поэма, языком которой трудно не восхищаться, вводит нас в обстановку революционных месяцев, окрашенную и упоением свободой, и начинающимся насилием над волей и правами людей.