Роман А.Н.Толстого "Петр Первый"

Роман А.Н.Толстого "Петр Первый"

Почему именно к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время преобразовательных реформ, коренной ломки патриархальной Русивоспринималась им как нечто напоминавшее 1917 год. В рассказе ' День Петра ' Толстой стремился показать Петра Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь родной страны. ' Да, полно,- пишет он , хотел ли добра России царь Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяйство хуже, глупее соседского? ' Отрицательное отношение к Петру и его преобразовательской деятельности связано было, как полагают исследователи, с неприятием и непониманием А.Н.Толстым в 1917 году Октябрьской революции. В пьесе ' На дыбе ' дана более широкая характеристика времени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрачных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического одиночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради которой ' живота не жалел '; народ против преобразователя.

Одинок Петр и в среде своих ' птенцов ': Меньшиков, Шафиров, Шаховскойвсе лгуны и воры.

Одинок Петр и в своей семье - ему изменяет Екатерина.

Несмотря на то, что в трагедии ' На дыбе ' (на дыбу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим государственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого загадкой - отсюда и утверждение писателем бесперспективности его преобразовательской деятельности и изображение краха всех его многолетних трудов.

Стихия побеждает Петра, а не наоборот , как у Пушкина в поэме ' Медный всадник '. Одним из лучших произведений советской литературы на историческую тему стал 'превосходный', по словам А.М.Горького, роман А.Н.Толстого 'Петр Первый'. Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важными в жизни нашей страны. 1929 год - год исторического перелома.

Именно в это время Толстой снова обращается к изображению Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского, 'когда трещит и рушится старый мир', с нашим временем, чувствует определенное созвучие между этими двумя эпохами. ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА 'ПЕТР ПЕРВЫЙ' 1. Прежде всего писателю нужно было определить, что будет для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соответствующий материал в трудах историков, исторических документах, мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось 'становление личности в эпохе'. Об этом он говорил и в беседе с коллективом редакции журнала 'Смена': 'Становление личности в исторической эпохе - вещь очень сложная. Это одна из задач моего романа'. 2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь ход повествования, вся система художественных образов должны были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских мероприятий, их историческую закономерность и необходимость. 3. Одной из важнейших задач было для Толстого 'выявление двигающих сил эпохи' - разрешение проблемы народа, его исторической роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение сложных взаимоотношений Петра и народа.

Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог подойти лишь в конце 20-х годов.

Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее компонентах. КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ РОМАНА 'Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном полотне, - композиция, архитектоника произведения. Что это такое - композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника... В моем романе центром является фигура Петра I.' Итак, в центре повествования Толстого - Петр, формирование его личности.

Однако роман не стал пусть и мастерски написанной биографией Петра.

Почему? Толстому важно было показать не только Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая способствовала формированию этого деятеля.

Становление личности Петра и изображение эпохи в ее историческом движении определило композиционные особенности романа.

Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники, дворяне, бояре.

Россия показана в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил.

Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие созданных персонажей.

Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бровкина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной, хищной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где маленький Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Матвеевым; из покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце - в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи, по которым медленно двигается войско Голицина; из Троицко-Сергиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу.

Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между двумя боярскими группами - Милославскими и Нарышкиными, представляющими старую , боярскую, допетровскую Русь. Ни ту, ни другую группу не интересовали ни интересы госсударства, ни судьба народа.

Толстой почеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими правление одних и других. ' И все пошло по-старому.

Ничего не случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов ... кислые столетние сумерки - нищета , холопство, безделье' ( после победы Милославских ); но вот победили Нарышкины - '...стали думать и править по прежнему обычаю.

Перемен особенных не случилось' Это понимает и сам народ: 'Что Василий Голицын , что Борис - одна от них радость'. Толстой показывает, что народ играет решающую роль и в тех событиях, которые разыгрываются в Кремле.

Только при поддержке народа Нарышкиным удается сломить Милославских и т. д.

Недовольство народа своим положением проявляется в ряде массовых сцен.

Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает, как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой правительницы. Петр станоновится самодержавным правителем и со свойственной ему решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу с византийской Русью. 'Упиралась вся Россия ,- пишет Толстой.

Страшились перемен, 'ненавидели быстроту и жестокость нововводимого не только боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы: 'Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат... Не живут - торопятся... В бездну катимся...' Сопротивлялся и народ - 'мало было прежней тяготы - волокли на новую непонятную работу - на судостроительные верфи в Воронеже'. Бегство в леса дремучие, на Дон - ответ народа на все тяготы жизни в период правления Петра.

Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух:'Всю зиму были пытки и казни... Ужасом была охвачена вся страна.

Старое забилось по темным углам.

Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей'. Вторая книга, по словам самого Толстого 'более монументальна, более психологична', она рассказывает о том как сдвинулась с места Русь - начинается с изображения 'неохотно' пробуждающейся Москвы, кончается картиной строящегося Петербурга.

Монументальность романа проявляется не в изображении больших событий крупным планом, а в изображении строительства новой России.

Борьба старого и нового становится определяющей в развитии действия романа.

Толстой показывает в каких сложных условиях возникает молодая Россия, какие трудности пришлось преодолевать Петру на пути преобразования Руси. Во второй книге по сравнению с первой изображено меньше исторических событий, действие концентрируется вокруг подкотовки к Северной войне, ее начал 'нарвская конфузия', лихорадочная деятельность по укреплению обороны, строительство заводов, первые успехи в войне со шведами - взятие Нотебурга, выход к устью Невы и основание города-крепости, которую решено было назвать Питербурх.

Большое место отведено в этой книге психологическим характеристикам.

Каждый из эпизодов частной и общественной жизни помогает ярче представить ту или иную сторону эпохи Петра, его преобразований ( например, описание жизни семей Буйносовых и Бровкиных и др.) Толстой показывает как новое врывается в быт, рушит старые устои.Прогрессивный характер петровских преобразований подчеркивается Толстым в изображении общего оживления страны, в появлении вокруг Петра новых людей идущих в ногу со временем и понимающих нужды Росии. Среди них и выходцы из народной среды: Меньшиков, семья Бровкиных, Федосей Скляев, Воробьев. 'Птенцы гнезда Петрова', люди энергичные, воспитаные Петром, противопоставлены старому московскому боярству - Буйносову, Лыкову и другим, изображенным Толстым с иронией.

Боярство внешне смирилось, но продолжало ненавидеть Петра и его нововведения. Во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального протеста народа.

Раздражение звучит и в разговоре мужиков в кабаке на Варварке, и в поведении мухиков, в их недобрых взглядах, в выкриках, в открытой ненависти крестьян к помещикам и боярам.

Толстой показывает глухо бурлящий в народе протест, который должен был вылиться в восстание на Дону под предводительством Булавина. Чтоб жить ' по воле, а не по указу государеву', люди бегут в леса.

Движение раскольников, хотя и реакционое по своей сути, является одной из форм протеста против усилившегося гнета в период правления Петра. В устье Невы заложен город-крепость.

Желанное море теперь отсюда - подать рукой, началось преобразование армии для решительной победы над шведами и возвращения исконо русских земель - Юрьева и Нарвы.

Третья книга романа посвящена борьбе за Юрьев и Нарву. ' Третья книга - писал сам Толстой,- самая главная часть романа о Петре, она относится к наиболее интересному периоду жизни Петра. В ней будет показана законодательная деятельность Петра, его новаторство в области изменений уклада русской жизни, поездки царя за границу, его окружение, общество времени. В третьей части будут даны картины не только русской жизни, но и Запада того времени - Франции, Польши, Голландии. Все основные задачи, которые я ставил, приступая к роману, будут осуществлены в этой части.' Третья книга, как и вторая, начинается с описания Москвы.

Прошло не так много времени, но перед нами другая, обновленная Москва. Во второй книге показана неторопливая, во многом косная жизнь в столице, и, хотя обитатели ее чувствуют, что назревают большие события, что жить становится все тревожнее, тем не менее жизнь города течет пока попрежнему. В третьей книге Москва предстает иной: крутые перемены произошли в ее жизни. Новое ворвалось в жизнь, изменило привычное ее теченние. Нет больше челяди у боярских дворов, ' ворота закрыты наглухо, на широком дворе - тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья или зятья в полках унтер-офицерами либо усланы за море, недоросли отданы в школы.' Чувствуется, что жизнь уходит в новую столицу - Петербург.

Третья книга - это книга о блестяще одержанных победах русскими над войсками Карла XII. В ней поставлена проблема культурного развития России, проблема формирования новой интеллигенции.

Особенно ярко показан образ молодой России, победившей в нелегкой борьбе.