С.Л. Франк

С.Л. Франк

Логическое знание же по Франку, имея дело с элементами, выделенными из целого, всегда имеет отвлеченный характер и относится к низшему слою бытия, прерывистого и лишенного жизни; оно дано в созерцательной интуиции. Все живое бытие, развертывающееся во времени в форме сплошного творческого становления, относится к области магического; для постижения его требуется не созерцательная интуиция, не знание-мысль, а живое знание, знание-жизнь, достижимое в те моменты, когда наше я 'не только созерцает объект, но и живет им'. Философские основы психологии Франк развил в своей книге 'Душа человека'. Он исследует в ней стихию душевности как бытия, проникнутого субъективностью, изучает изменения, происходящие в нем, когда оно становится осознанным как объект, разграничивает сферу духовного и душевного.

Учения, изложенные в книгах 'Предмет знания' и 'Душа человека', углублены и дополнены в книге 'Непостижимое'. Высказав много знаний о непостижимом, Франк ставит вопрос, как это возможно, что мистики, признавая Бога непостижимым, в то же время дают много сведений о Нем.

Отвечает он на этот вопрос так.

Рациональное знание достигается путем различения, средством которого служит отрицание.

Непостижимое находится по ту сторону отрицания: оно есть область отрицания самого отрицания или преодоления отрицания. О непостижимом нельза сказать, что оно есть 'либо одно, либо другое', как всеобъемлющая полнота оно есть 'и то, и другое'. Однако это и не точно, В своих Сочинениях Франк доказывает путем довода рациональных знаний, что невозможно понять непостижимое, так как мы являемся частью этого, как он называет, самобытия. В книге 'С нами Бог' Франк излагает основы христианства и доказывает, что все существенное содержание христианства основано на религиозном опыте, на 'встрече человеческого сердца с Богом', на живом 'общении с Богом'. Различая два понятия веры, веру как доверие, и веру, как достоверное знание, Франк показывает, что доверие к авторитету предполагает такие переживания, которые свидетельствуют, что авторитет действительно выражает истину о Боге.

Следовательно, даже и вера в религиозный авторитет опирается на веру как знание, основанное на религиозном опыте. Точно так же он доказывает связь нашего доверия к 'положительному откровению' с нашими непосредственными религиозными переживаниями.