Виды придаточных предложений в русском языке
Виды придаточных предложений в русском языкеСвоеобразная лестница синонимов, где каждый последующий усиливает значение предыдущего | Всесторонняя характеристика явления, действия, качества, подчеркивание его силы, интенсивности | Фашизм ограбил, разъел, расшатал Европу. (И. Эренбург) | |
Противопоставление синонимов | Противопоставление сходных по значению слов. Очень яркий стилистический прием | Обнаруживает различные оттенки синонимов, подчеркивает их | Он собственно не шел, а влачился, не поднимая ног от земли. |
Сравнение | Сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить 1 из них с помощью другого | Фраза становится более конкретной и наглядной. Более выпуклое представление предметов. | Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. |
Эпитет | Образное, эмоциональное определение. Имеет переносное значение | Серебряные седины. | |
Постоянные эпитеты | Застывшая хар-ка, свойство предмета.
Характерна для устн нар. Поэзии | Экономно, выразительно и ярко очерчивает предмет, подчиняет то или иное его свойство. | Чистое поле.
Красна девица. |
Метонимия | Заменяет многословное выражение | Выпей еще стаканчик. | |
Гипербола | Образное выражение, содержащий непомерное преувеличение явления | Подчеркивает силу признака или явления | Тысячу раз простите. |
Литота | Троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, значение какого-либо явления.
Нередко используется вместе с гиперболой. | Мальчик с пальчик. | |
Ирония | Употребление слова в смысле, обратном буквальному | Самсон – о слабом человеке | |
Антитеза | Прием контраста | Помогает познать суть вещей | |
Оксюморон | Соединение антонимов | О как мучительно тобою счастлив я. (А.С. Пушкин) | |
Образ | Эмоциональная картина предмета | ||
Метафора | Употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства 2 предметов или явлений. | Создание неповторимого по стилистической оригинальность словесных образов. | Говор волн |
Сухие метафоры | Прямые названия предмета | Лист бумаги.
Глазное яблоко. | |
Образные общеязыковые метафоры | Образны, но не оригинальны.
Использование признака неодушевленного предмета для оценки человека, его качеств. Противостоит олицетворению. | Квашня – неповоротливый человек. | |
Синекдоха | Употребление единственного числа вместо множественного | Лермонтов «Бородино» | |
Аллегория | Выражение отвлеченного понятия или идеи в конкретном худ. образе. | ||
Олицетворение | Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. | Позволяет ярче и рельефнее обрисовать природу. | Задумчивые леса. |
Перифраза | Замена обычного однословного названия предмета его описательным выражением. | Придает предмету различные стилистические оттенки, избегаются повторы. | Санкт-Петербург – город на Неве |
ФИГУРЫ РЕЧИ Особые синтаксические построения | |||
Анафора (единоначалие) | Повторение отдельных слов или оборотов в начале строки | Повторяемое слово получает сильную эмоциональную окраску, усиливается эмоциональность отрывка. | Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем, клянусь позором преступленья. |
Эпифора (повтор концовок) | Повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений. | Мне бы хотелось знать, отчего я не титулярный советник? Почему именно титулярный советник? | |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений. | Резко выделяется содержание сопоставляемых частей. | Шелкова ниточка к стене льнет.
Дунечка матушка чяелом бьет. |
Антитеза | Оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия. | «Где стол был яств, там гроб стоит». | |
Градация | Расположение слов, при котором каждое последующее слово усиливает значение предыдущего. |