Я Вам жить завещаю (Сотников)

Я Вам жить завещаю (Сотников)

Сотников и Рыбак, староста Петр и тетка Демчиха - это не случайный набор персонажей, а выстраданный писателем-фронтовиком, писателем-антифашистом кусочек жизни народа, где, как в фокусе, отразились нравственность бывшего учителя Сотникова, трусость и подлость старшины Рыбака, беззащитность Демчихи и мудрость старосты Петра.

Каждый из них, по-своему, своей правдой живет. И, может, не будь войны и страшной ее реальности, не предал бы Рыбак своего товарища, спасшего ему когда-то жизнь. Так и жил бы в колхозе или городе, скромно работал, растил детишек. Но война все расставила по своим местам. С беспощадной, циничной жестокостью обнажила она нравственную трагедию Рыбака и Сотникова. Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финал компромисса со своей совестью, истоки героизма и предательства - вот главные проблемы, раскрывающиеся через эти образы. Быков постоянно ставит своих героев перед ситуацией нравственного выбора. Вот как он описывает перелом в душе Рыбака, обдумывающего в темнице, перед казнью свое дальнейшее поведение: «Так что же, пропадать? - вдруг, озлясь, едва не вскрикнул Рыбак и замолчал, выругавшись про себя. - Впрочем, черт с ним, Сотниковым! Не хочет - его дело; Рыбак же будет бороться за себя до конца.» И далее: «Нет, видно с ним не сговоришься, с этим чудаком-человеком, - подумал Рыбак. - Как в жизни, так и перед смертью у него на первом месте твердолобое упрямство, какие-то принципы.» А вот у Рыбака другие принципы.

Главное - спасти себя, даже ценой гибели товарища. И вот тайная злоба на Сотникова, выдавшего своим натужным кашлем их с Рыбаком тайное присутствие у Демчихи на чердаке и тем самым сдавшего их в руки палачей-полицаев, наконец выплеснулась наружу, превратившись в моральное оправдание для Рыбака всех его дальнейших поступков в отношении Сотникова и в программу его поведения на службе у немцев. «Не желай смерти ближнему.» Эту заповедь забыл Рыбак. Страх лишил его остатков совести, и мы вместе с писателем наблюдаем бесславный нравственный конец подлеца. А что же Сотников? Здесь Быков на противопоставлении тщедушного тела, слабого физического здоровья и сверхсильного духа выстраивает образ-гранит, образ-обличение, образ-герой. «А он, дурак, все боялся погибнуть в бою.

Теперь такая гибель с оружием в руках казалась ему недостижимой роскошью, и он почти завидовал тысячам тех счастливцев, которые нашли свой честный конец на фронте великой войны… Примирившись с собственной смертью, Сотников на несколько коротких часов приобрел какую-то особую, почти абсолютную независимость от силы своих врагов. Он ничего не боялся… Сотников легко и просто, как что-то элементарное и совершенно логическое в его положении, принял последнее теперь решение: взять все на себя.» Лучше не скажешь. В этом противопоставлении убогой трусости Рыбака и стоической храбрости Сотникова - ключ к пониманию идеи автора. Народ, символом которого, безусловно, для Быкова был Сотников, победить нельзя. Ибо нельзя выкорчевать любовь к ближнему и жалость к чужому горю, готовность к самопожертвованию во имя других и боль за отечество свое. Все эти качества в великом множестве были продемонстрированы нашим народом в годы этой войны. И в осажденном Ленинграде, и в Пинских болотах, на Курской дуге и в боях за безымянную деревушку наши солдаты доказали: Сотников, а не Рыбак - вот где характер, воля и кредо нашего народа. И этот народ никому не победить! Хочется напомнить слова выдающегося поэта А. Твардовского из его бессмертного стихотворения «Я убит поло Ржевом»: …Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой отчизне С честью дальше служить.

Горевать - горделиво, Не клонясь головой.