Жизнь и творческий путь Д.Д.Бурлюка

Жизнь и творческий путь Д.Д.Бурлюка

Младшие братья — Владимир и Николай — стали художниками, одновременно печатали стихи в футуристических изданиях. В связи с частыми переездами семьи Давид учился в гимназиях г. Сумы, Тамбова, Твери. В 1892 г. увлёкся живописью под влиянием художника К.Первухина, брата домашней учительницы Бурлюков.

Первое стихотворение Бурлюк датирует 1897 г. В 1898 г. поступил в Казанское художественное училище, в 1899 г. перевёлся в Одесское художественное училище, однако в 1901 г., вернулся в Казань.

Писательский дебют состоялся в херсонской газете 'Юг' (первая публикация – 2 февраля 1899 г.). С 1902 по 1905 г. учился живописи (Мюнхенская Королевская академия искусств – у профессора Вилли Дица; парижская мастерская 'Эколь де Базар' – у художника Кормона). В Париже познакомился с К.Бальмонтом, Б.Борисовым-Мусатовым, М.Волошиным, Е.Кругликовой. В 1904 г. принял участие в художественной выставке в Херсоне, где познакомился с Вс.

Мейерхольдом. С 1907 г. семья переезжает в Чернодолинное имение гр. А.Мордвинова, где отец занял должность управляющего. В этом же году Бурлюк впервые принял участие в московской выставке 'Стефанос'. С этого времени систематически участвовал в выставках в Москве, Петербурге, провинции и за границей. В 1909 г. вновь поступил и окончил Одесское художественное училище. В 1910 г. поступил в Московское художественное училище живописи и ваяния. В 1909-1910 гг.

Бурлюк выступил в роли организатора группы 'будетян', объединявшей молодых поэтов и художников, отрицающих каноны символистской эстетики. 'Будетяне' искали новые пути развития искусства и поэзии, ориентируясь на художественный опыт французских 'проклятых' поэтов (Рэмбо, Бодлера, Лафорга). Группа именовала себя также 'Гилея' (древнегреческое название Таврической губернии, где жила семья Бурлюков), а несколько позднее, под влиянием критики, - футуристами.

Первый сборник группы – 'Садок судей' (1910), при участии Давида, Николая и Владимира Бурлюков, Е.Гуро, В.Каменского, В.Хлебникова — почти не был отмечен в критике, однако формирование новой поэтической школы продолжалось благодаря энергичным усилиям Бурлюка, выступавшего как её организатор и пропагандист. К концу 1911 г. относится встреча Бурлюка с В.В.Маяковским, также учившимся в Училище живописи и ваяния. В 1912 г. по инициативе Бурлюка был выпущен сборник 'Пощёчина общественному вкусу' (1912) с девизом 'В защиту свободного искусства'. Сборник открывался коллективным манифестом, в котором прокламировался отказ от классических традиций, разрыв с существующими школами в современной литературе и утверждались принципы нового поэтического направления, основанные на самодовлеющем самотворчесве.

Эпатирующий тон манифеста спровоцировал критику на яростные нападки на сборник, что одновременно оказывалось и рекламой для нового направления: футуристы быстро приобрели шумную, скандальную известность. В 1912-1914 гг.

Бурлюк развивает бурную издательскую деятельность, направленную на дальнейшее объединение поэтов и художников, близких футуризму. По его инициативе и при его участии выходят сборники 'Садок судей' (второй) (1913), 'Дохлая луна.

Сборник единственных футуристов мира, поэтов Гилея' (1913), 'Затычка' (1913), 'Требник троих.

Сборник стихов и рисунков' (1914), 'Рыкающий Парнас' (1914), а также журнал 'Футуристы.

Первый журнал русских футуристов' (1914). В сборниках печатались стихи, теоретические статьи и манифесты футуристов, а также кубистские рисунки офорты. В те же годы Бурлюк активно выступает с публичными лекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живописи, принимает участие в диспутах. В 1913-1914 гг. вместе с В.Маяковским и В.Каменским предпринял большое лекционное турне по русской провинции (в автобиографии Бурлюк называет 27 городов). Пропагандистская деятельность Бурлюка, как и В.Маяковского, раздражала администрацию Училища живописи и ваяния. В начале декабря 1913 г. совет преподавателей училища запретил ученикам вести лекции, а после возвращения Бурлюка и Маяковского из турне 21 февраля 1914 г. единогласно исключил их из училища. В 1915 г. выходит сборник 'Весеннее контрагентство муз', в 1916 – сборник 'Четыре птицы'. В 1915-1917 гг.

Бурлюк поселился на станции Иглино под Уфой, занимался живописью, поставлял в армию сено. В 1918 г. принял участие в последней выставке 'Бубнового валета' в Москве. Летом 1918 г. остался за линией фронта. В 1918-1919 гг. уехал на Дальний Восток, читал лекции в городах Сибири. В 1919-1920 гг. выступал с лекциями и устраивал выставки в Харбине. В 1920-1922 гг. жил в Японии. С 1 сентября 1922 г. жил в США, занимаясь живописью и литературой.