Пушкин

Пушкин

Положение поэта в современной ему действительности было очень сложно: свободолюбивых и правдивых поэтов преследовали, а царских превозносили, потому что они восхваляли и всю его родовитую знать. В стихотворении 'Эхо' Пушкин пишет,обращаясь к поэту: На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг . Этим он хочет сказать, что сердце свободного поэта откликается на все случившееся. Но в конце стихотворения Пушкин пишет: Тебе ж нет отзыва ... Нотки горести и грусти звучат в этих словах. Здесь Пушкин хочет сказать, что поэт отзывается на все случившееся, но не находит отклика в сердцах других.

Пушкин считал, что поэзия существует не для избранных, а для всех. Поет прежде всего должен служить всем людям. Эти мысли звучат в стихотворении 'Порок'. О чем оно? О перерождении поэта. Поэт, томимый духовной жаждою, превращается во всеведующего пророка. Вот так Пушкин описывает превращение: Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он ... Моих ушей коснулся он .. И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, И празднословый,и лукавый. И жало мудрыя змеи... И он мне грудь рассек мечем И сердце трепетное вынул. Что произошло после 'прикосновения шестикрылого серафима' к поэту? У поэта появилась острота зрения: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы.

Появилось умение видеть жизнь во всем её многообразии: И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы призябанье. Поэт стал мудрым: И жало мудрыя змеи В уста замерзшие мои Вложил десницею кровавой.

Вместо человеческого трепетного сердца у поэта теперь 'угль,пылающий огнем'. Сначала поэт не понимал своего назначения: он не знал, о чём писать, для кого писать, с какой целью писать: Духовной жаждою томим В пустыне мрачной я влачился... 'Шестикрылый серафим'изменил в нём всё: зрение, слух, сердце, но он не сделал ещё из него поэта: Как труп в пустыне я лежал... Но потом свершилось чудо: поэт стал пророком.

Теперь он все видит, все слышит, все знает, он правдив, справедлив и живёт для народа. Его слово будет жечь сердца людей: И бога глас ко мне воззвал: 'Восстань пророк и виждь,и внемли, Исполнись волею моей И,обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.' Таким образом,в стихотворении 'ПРОРОК' поэт выразил свои мысли о назначении поэта и поэзии.

Пропасть между поэзией и жизнью растёт в представлении Пушкина. В его стихах мы видим противопоставление света общества поэту, Который является носителем высоких идеалов. Эти идеалы обществу недоступны. Об этом Пушкин говорит в стихотворении 'ПОЭТ': Тоскует он в забавах мира, Людской чуждается молвы К ногам народного кумира Не клонит гордой головы. В стихотворении 'ПОЭТ', откуда взяты эти строки, содержится изображение конкретной действительности.

Пушкина насильно тянули в 'забавы мира'. Сытый, надушенный, этот мир был сборищем злодеев и сплетников. А поэзию ценили или молодые вертопрахи, или бездарное дворянство. Они были слишком утомлены трудами и слишком осторожны, чтобы изливать свои мысли о поэзии. Толпа требует, чтобы поэт давал уроки ближнему, а сами учат его пресмыкаться, безразлично относиться к людям. Эта публика выступает в роли ценительницы произведений Пушкина, поэт ненавидел её: Несносен мне твой ропот дерзкий Ты червь земли,не сын небес... Сколько негодования, презрения звучит в стихотворении 'ПОЭТ И ТОЛПА'! Мы малодушны,мы коварны, Бесстыдны,злы,неблагодарны, Мы сердцем хладные скопцы, Клеветники,рабы,глупцы Гнездятся клубом в нас пороки... Каждое слово-проклятье, каждое слово-пощечина.

Пушкин создавал бессмертные вещи, а о нем писали- 'совершенное падение'. Ничего другого не оставалось Александру Сергеевиче, как провозгласить в стихотворении 'ПОЭТУ': Поэт,не дорожи любовию народной, Восторженных похвал пройдет минутный щум: Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты останься тверд,спокоен и угрюм. Поэт мечтает много для себя, а печатает стихи по неволе, для денег: Пушкину не хочется являться перед публикой, которая его не понимает: Ты царь: живи один.

Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум... И только перед самой смертью, в 'Памятнике' Пушкин с гордостью и удовлетворением предвидит, что к поэзии его 'не зарастет народная тропа'. Пушкин радуется, что он будет бессмертен. Права на бесмертие он видит в своих стихах и в человеческих качествах, которыми он обладал. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к подшим призывал... Такими достоинствами мог гордиться не только Пушкин, но и любой другой человек.

Пушкин уверен, что народ сохранит его в своей памяти, о чем искренне пишет в стихотворении.

Дальше Пушкин говорит о более серьезной заслуге: '...чувства добрые я лирой пробуждал...'. 'Чувства добрые' - это уважение к человеку. В стихотворении очень важна мысль о свободе: 'В мой жестокий век восславил я свободу'. Народ задавлен и порабощен.

Стихотворение 'Памятник' оканчивается четверостишием, отражающим взгляд поэта на искусство.

Искусство, по мнению поэта,- нечто независимое от земных интересов: Веленью божию, о муза будь послушна, Обиды не страшись, не требуя венца: Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспаривай глупца.

Пушкин создал стихи, обращенные к народу. И в тоже время Пушкин полагал, что писать надо, слушаясь только веления божьего и только для себя. Между всеми рассмотренными стихотворениями есть тесная связь. Их объеденяет одна тема - тема поэта и поэзии.