Александр Трифонович Твардовский (Доклад)

Александр Трифонович Твардовский (Доклад)

Учился в сельской школе. С 1924 года, будучи комсомольцем, посылал заметки в редакции смоленских газет. В 1939 году окончил Московский институт истории, философии и литературы. Стихи начинал писать ещё в детстве.

Молодого поэта поддержал живший тогда в Смоленске поэт М. В. Исаковский, оказавший на Твардовского серьёзное влияние. В период коллективизации сельского хозяйства Твардовский был корреспондентом смоленских газет. В 1932 году он выпустил своеобразную прозаическую повесть 'Дневник председателя колхоза'. Первые поэмы Твардовского 'Путь к социализму' (1931 год) и 'Вступление' (1932 год) во многом предваряли замысел поэмы 'Страна Муравия' (1936 год, Сталинская премия, 1941 год). Её сюжет - странствия крестьянина-единоличника Никиты Моргунка в поисках сказочного мужицккого рая - позволил Твардовскому развернуть широкую картину великого социалистического перелома в деревне. Мечты Моргунка о жизни 'своим двором' терпят крах после близкого знакомства с победившим в деревне колхозным строем.

Мрачным образам кулаков Бугрова и Грачёвых, сатирически обрисованному попу-'отходнику' противостоит в поэме романтическая фигура председателя Фролова, самоотверженного борца 'за нашу власть и жизнь'. Цельная по композиции 'Страна Муравия' написана простым и красочным народным языком, богата образами, навеянная восприятием мира крестьянином-труженником, отличается ритмическим и интонационным разнообразием.

Поэзией новой зарождающийся колхозной жизни и социалистических отношений между людьми, складывающихся в коллективном труде, проникнута предвоенная лирика Твардовского (сборники 'Дорога. Стихи. 1934 - 1935', 1938 год, 'Сельская хроника', 1939 год, 'Загорье. Стихи' 1941 год). Участие Твардовского в освободительном походе Советской Армии в Западную Белоруссию (1939 год), в войне с белофиннами (1939 - 1940 год), В Великой отечественной войне 1941 - 1945 года в качестве военного корреспондента обогатило его неисчерпаемыми наблюдениями, глубоким знанием народной жизни и народного характера. В годы войны с германским фашизмом Твардовский помимо агитационных и лирических стихов, создал выдающуюся поэму 'Василий Тёркин', получившую всенародное признание (Сталинская премия, 1946 год). Герой этой 'книги про бойца' - обыкновенный рядовой солдат; в нём воплотились лучшие черты русского советского человека. Война предстаёт в поэме в своей суровой и жестокой правде, в разнообразных мелочах трудного солдатского быта.

Картины, исполненные подлинного трагизма, перемежаются с проникновенными лирическими отступлениями, с лукавой, сердечной шуткой. Язык поэмы отличается лёгкостью и простотой, яркой образностью и меткостью, насыщен афоризмами, пословицами, поговорками. 'Василий Тёркин', писал Твардовский в автобиографии, был 'моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю'. В послевоенных произведениях Твардовского - в поэме 'Дом у дороги' (1946 год, Сталинская премия, 1947 год), в стихотворениях 'Я убит подо Ржевом' (1945-46 год), 'В тот день когда окончилась война' (1948 год), 'Жестокая память' (1951 год) и другие - воплощены воспоминаниями о грозных испытаниях в годы войны, чувство долга перед погибшими за счастье родины, мысль о стойкости духовных связей между советскими людьми, напоминание о возможности новых военных бурь. В 1947 году Твардовский выпустил книгу очерков и рассказов 'Родина и чужбина'. В 1953-56 году опубликованы главы из поэмы 'За далью - даль', в которой нашли дальнейшее развитее реалистические черты поэзии Твардовского. Он, по истине, певец 'правды сущей, правды, прямо в душу бьющей, да была б она погуще, как бы ни была горька'. В стихах Твардовского последних лет и в главе из поэмы 'За далью - даль' всё более ощутимо настойчивое стремление философски осмыслить исторические судьбы народа, государства и личности, проблемы искусства, назначение художника. Для поэзии Твардовского характерны следование традициям Н. А. Некрасова, а позднее и А. С. Пушкина, творческая разработка художественных приёмов, присущих народному устно-поэтическому творчеству.